Советы и рекомендации по уходу за садовыми скульптурами – что позволит как можно дольше сохранить их привлекательный вид

Советы и рекомендации по уходу за садовыми скульптурами – что позволит как можно дольше сохранить их привлекательный вид

Вопрос: «На зиму оставили садовые фигуры в саду, к весне с них облезла краска, а некоторые потрескались. Как можно было этого избежать?»

Клиенты часто жалуются, что садовые фигуры служат один сезон, а к следующей весне приобретают неприглядный вид. Прежде всего, нужно знать, что гипсовые и керамические скульптуры ещё до наступления холодов нужно убирать с улицы. Лучше заносить их в кладовку или другое сухое помещение. Керамика и гипс впитывают влагу, а когда наступает мороз, замёрзшая жидкость разрывает материал.

Приобретая окрашенную фигуру, нужно понимать, что хоть она и защищена от влаги, эту защиту нельзя считать абсолютно надёжной. Скульптуры обычно покрывают «дышащей» краской или специальным водостойким составом, однако влага, хоть и в минимальном количестве, проникает в толщу материала. К тому же со временем защитный слой истончается.

Возможна и другая ситуация: фигура выполнена белой, краски на ней нет. Ухаживать за таким изделием довольно сложно, однако при грамотном подходе оно долго будет радовать своей красотой.

Худший вариант — скульптура, покрытая масляной краской. При внешней привлекательности такое украшение не прослужит долго. Краска создаёт воздухонепроницаемую плёнку, которая препятствует доступу воздуха, и гипс быстро разрушается. Такие фигуры лучше не покупать. В остальных случаях уход зависит от того, чем покрыта поверхность изначально.

 

Уход за окрашенной скульптурой

Покупая фигуру, нужно уточнить, из чего она сделана и каким составом окрашена. Важно, чтобы производитель соблюдал ГОСТ и ТУ. Требования к краске:

  • диапазон рабочих температур — от -10 до +50 °C;
  • способность выдерживать влажность до 75%;
  • стойкость к изменчивым погодным условиям.

Если скульптура покрыта качественной краской, весь уход заключается в регулярном удалении грязи и пыли. Чтобы защитить фигуру от грибка, можно покрыть её специальным составом. Зимой лакокрасочное покрытие может потрескаться, как и основной материал, из которого сделана скульптура, поэтому нужно убирать её в помещение. Но это не касается тех регионов, где температура зимой не опускается ниже тех значений, которые указал производитель. Пример: изделие выдерживает до 10 градусов мороза, а в регионе не бывает ниже -5 °C.

Как отреставрировать скульптуру

Даже при бережном обращении от ландшафтной фигуры может отколоться кусок. Это происходит при случайных ударах, падениях, а также когда истекает срок службы, гарантированный производителем. Если повреждения значительные, будет лучше, если их устранят специалисты.

Небольшие трещинки и сколы можно заделать смесью 15%-ной поливинилацетатной дисперсии и гипса. Компоненты хорошо смешивают, проблемные участки скульптуры промазывают клеем, а потом наносят реставрационную смесь. Если обойтись без клеевого раствора и сразу нанести смесь на место скола, застывающая смесь вытянет влагу из гипса, что приведёт к его обезвоживанию, и вскоре фигура начнёт крошиться.

Очистка неокрашенной фигуры

Как ухаживать за белой фигурой, могут подсказать в мастерской, где её приобретали. На практике это бывает не всегда, и приходится действовать, опираясь на опыт и логику. Если фигура сравнительно новая, на ней ещё должна сохраниться плёнка, защищающая поры от влаги. В этой ситуации достаточно очистки препаратом «БИО-МИГ» или «ВЭПОС».

Другой способ — очистка крахмалом, но не сухим, а разбавленным водой. Сначала 100 г крахмала смешивают со 100 мл холодной воды, а потом эту смесь выкладывают в 900 мл подогретой воды. Оставляют, чтобы средство остыло до 45 °C, а тем временем обрабатывают гипс пылесосом, чтобы удалить с поверхности пылевидные частицы. Потом покрывают всю фигурку крахмалистой смесью, чтобы образовался слой толщиной 5 мм, и закутывают ватой.  Через 10 часов всё снимают.

Результат: скульптура выглядит как новая, потому что крахмал вытягивает из пор мельчайшие загрязнения.

Как создать защитную влагоустойчивую плёнку

Чистую неокрашенную скульптуру можно покрыть самодельным лаком. Он не только придаст изделию красивый блеск, но и предохранит гипс от отсыревания и разрушения. Состав приготавливают так:

  • в небольшую кастрюльку кладут 70 г мела;
  • добавляют столько же белого пчелиного воска;
  • доливают 400-450 г воды;
  • на слабом огне доводят до кипения;
  • сразу снимают и остужают до комнатной температуры;
  • снова ставят на плиту и дают закипеть.

Так повторяют, пока мел и воск не растворятся. Однородным составом покрывают фигуру, а потом полируют до блеска фланелевой тканью. Такая защита продляет срок службы скульптуры и улучшает её внешний вид. На следующий год процедуру можно повторить. Другой вариант защитной смеси — раствор воска в уайт-спирите или скипидаре. На 1 часть искусственного или натурального воска берут 7-10 частей растворителя.

Недостаток самодельных средств в том, что они делают заметными места, где фигура была отреставрирована. К тому же не всем нравится блеск. Для создания эффекта матовой поверхности используют промышленные препараты — растворы кремнийорганического лака или полиметилсилазана в толуоле.

Если соблюдать все рекомендации, не будет необходимости каждый год сдавать изделие в мастерскую, чтобы его привели в надлежащий вид.


99 0

Комментарии

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст!